Она отразила в себе почти все стороны народной культуры, духовной и материальной: игру и горе, веру и труд, праздник, нежность, понятие о космосе, чувство природы, темноту и просветление, забитость и гордость деревни. В настоящей работе мы обращаемся к деревянной скульптуре больших и малых форм с тем, чтобы попытаться раскрыть ее эстетические достоинства, проникнуть в ее смысловое значение, структуру, функции. И на этой основе понять главенствующие тенденции пластического видения мира, их развитие, их современность, попытаться понять саму систему народного ваяния. Что касается методологии, то ..Она отразила в себе почти все стороны народной культуры, духовной и материальной: игру и горе, веру и труд, праздник, нежность, понятие о космосе, чувство природы, темноту и просветление, забитость и гордость деревни. В настоящей работе мы обращаемся к деревянной скульптуре больших и малых форм с тем, чтобы попытаться раскрыть ее эстетические достоинства, проникнуть в ее смысловое значение, структуру, функции. И на этой основе понять главенствующие тенденции пластического видения мира, их развитие, их современность, попытаться понять саму систему народного ваяния. Что касается методологии, то мы используем богатейшее наследие М. М. Бахтина, убедившись на практике (и своей, и ученых страны) в его могучем стимулирующем значении. Так, в настоящей работе мы исходим из положения о том, что чужая культура (чужая во времени и пространстве Н. Ш.) только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого. Именно с этих позиций мы и приступаем к исследованию некоторой области деревянной скульптуры больших и малых форм, относящихся примерно к двум-трем столетиям ее развития, а также и к творчеству современных резчиков по дереву. В обширной области народного искусства деревянная культовая скульптура до недавнего времени занимала особое место. Она не привлекла широкого внимания ученых. Даже специалистов по народному искусству. Сами специалисты объясняют это прежде всего принадлежностью этих произведений к церковной символике.