Эта работа была задумана как исследование деревянной скульптуры Мордовии, частично собранной в будущем музее народного искусства и зодчества. Мысль обратиться к ней подсказало изучение творчества С. Д. Эрьзи. Как известно, великий скульптор не просто был знаком с этим искусством, но и интуитивно, что свойственно большому таланту, учитывал его поэтику. Недавно на территории Поволжья, в местах, населенных мордовским народом, в границах нынешней Мордовии и за ее пределами, был сделан целый ряд интересных находок. Это были как предметы, созданные народными умельцами, так и произведения наивного ре..Эта работа была задумана как исследование деревянной скульптуры Мордовии, частично собранной в будущем музее народного искусства и зодчества. Мысль обратиться к ней подсказало изучение творчества С. Д. Эрьзи. Как известно, великий скульптор не просто был знаком с этим искусством, но и интуитивно, что свойственно большому таланту, учитывал его поэтику. Недавно на территории Поволжья, в местах, населенных мордовским народом, в границах нынешней Мордовии и за ее пределами, был сделан целый ряд интересных находок. Это были как предметы, созданные народными умельцами, так и произведения наивного реализма. Речь идет и о деревянных свадебных долбленых сундуках — парях, найденных и исследованных В. Н. Мартьяновым, о куклах, сочиненных Анной Морозовой из села Вечкусова Шатковского района Горьковской области, о куклах-марионетках И. В. Приказчикова (Саранск) и, наконец, о деревянной культовой скульптуре. Все эти предметы и произведения искусства предназначались как для внутреннего употребления (скажем, в селе), так и для рынка, Саранской ярмарки, например. Конечно, крупными заказчиками были и строящиеся города. Совершенно очевидно, что потребностями развития и были вызваны к жизни Арзамасская и Саранская живописные школы. А судьба их в общем-то была печальна, как и народных промыслов и ремесел. Лишь небольшое число памятников дошло до нас. Но найденные памятники народного искусства, на наш взгляд, сохранили в себе некоторые черты наивного искусства, его приемы, формы, способы обобщения. Черты нам более важные и выразительные. И в этом их познавательная и эстетическая ценность. А также одно из условий подлинно творческого использования для дальнейшего развития современных народных промыслов. В свое время ежегодные республиканские выставки самодеятельного искусства открывали все новые имена современных народных скульпторов, таких, как учитель Н. И. Мастин из Подлесной Тавлы Кочкуровского района, В. В. Иванов (Ардатов) и А. Ф. Никонов (Саранск).