Июл26

Декоративность

Известнейший наш искусствовед, академик М. В. Алпатов, подчеркнул, что как народную поэзию, народную архитектуру, народ создает скульптуру для себя, для собственных надобностей (подчеркнуто нами.- Н. Ш.), сообразуясь, прежде всего, со своими собственными понятиями добра и красоты. Конечно же, не один церковно-богословский смысл, именно не один, — а народные представления о добре и красоте пробиваются сквозь символику культовой, церковной значимости. Напомним в связи с этим, что рядом с Богоматерью, точно так же вырезанная и, стало быть, в одном ряду эмоциональном с ней, стоит и Мария Магдалина..Известнейший наш искусствовед, академик М. В. Алпатов, подчеркнул, что как народную поэзию, народную архитектуру, народ создает скульптуру для себя, для собственных надобностей (подчеркнуто нами.- Н. Ш.), сообразуясь, прежде всего, со своими собственными понятиями добра и красоты. Конечно же, не один церковно-богословский смысл, именно не один, — а народные представления о добре и красоте пробиваются сквозь символику культовой, церковной значимости. Напомним в связи с этим, что рядом с Богоматерью, точно так же вырезанная и, стало быть, в одном ряду эмоциональном с ней, стоит и Мария Магдалина, вторая фигура из предстоящих. Значительно более сложнее выразительные средства у других двух изображений — тоже Марии Магдалины и Богоматери, может быть, первой четверти XVIII века. Автор также сдержанно передает чувства матери у Богородицы. Ее руки сложены в условный, но так понятный жест (молитвенный, умоляющий, просящий одновременно). В этом жесте резчику удалось передать драматизм движения матери на помощь сыну и сдерживающее начало. Какая-то сила останавливает мать, и она замерла, вся подавшись вперед с таким характерным женским движением головой. Великолепны складки одежды. Они совершенно декоративны, но певучи и упруги, как арки храма, передают степень напряжения чувств и одновременно благородную их сдержанность. Это — свидетельство свободы духа, но не все покорности. Так неожиданно, в самом, казалось бы, каноническом образе прорвалось сквозь религиозную символику столь обыкновенное чувство, так пластически опоэтизированное. Это свидетельствует о высоком мастерстве скульптора из народа. Большая роль декоративности — симметричное построение взметнувшихся дуг одежды — тоже свидетельство преобладания па-родных представлений о пластике.

.