Июл26

Новый тип художественного сознания

Причем, когда новое вино наливают в старые меха, ничего доброго из этого не получается. Другое дело, когда мифология и новейшее сознание именно соединяются. Вот откуда в памятниках деревянной скульптуры конца XVII, начала да и всего XVIII века, найденных в Мордовии, ясно видна эта так называемая обобщенность явно неосознанного происхождения. Когда же художественное самосознание не смогло задержаться на этой стадии из-за усоли сменившихся социальных условий, то волшебный реализм (В. Василенко) уступил место ремесленному реализму, примитиву как он есть, оставив после себя эпигонство и натуралист..Причем, когда новое вино наливают в старые меха, ничего доброго из этого не получается. Другое дело, когда мифология и новейшее сознание именно соединяются. Вот откуда в памятниках деревянной скульптуры конца XVII, начала да и всего XVIII века, найденных в Мордовии, ясно видна эта так называемая обобщенность явно неосознанного происхождения. Когда же художественное самосознание не смогло задержаться на этой стадии из-за усоли сменившихся социальных условий, то волшебный реализм (В. Василенко) уступил место ремесленному реализму, примитиву как он есть, оставив после себя эпигонство и натуралистическое подобие. Оно, правда, вскоре в деревянной скульптуре обрело канонический символизм. Марионетки были созданы народом очень давно. Посмотрите, например, журнал Декоративное искусство СССР, второй номер за 1978 год, посвященный кукле. Там приводится иллюстрация римской фрески с изображением того, как римляне с большим интересом наблюдают за игрой марионеток. Со времен глубокой древности марионетки принимали участие в празднествах и ярмарках. Особой популярностью позднее пользовался вертеп — театр марионеток. Эти куклы, так же, как и Петрушка, в руках народных артистов приобретали грозный смысл, особое значение. Так, в Белоруссии, где вертеп называли бетлейкой, она, как отмечается, совершенно бесцензурная и не имеет почти никакого отношения к рождеству Христову; в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими. Таким образом, церкви, приспособившей куклы к своим надобностям, не удалось оторвать марионеток от их народной основы и юмора. Например, в заключение действа о рождестве Христове, когда царь Ирод умер, дед и баба пляшут таково комическое интермеццо сакрального действия. И в обнаруженной мною коллекции марионеток Махотиных — Приказчикова есть комические персонажи.

.